Как только раньше не издевались над должниками. Звонки среди ночи каждые 5 минут, поджигание дверей, написанные оскорбления на стенах подъезда, угрозы, давление. Были и жесткие случаи «выбивания» долгов. Например, избиение, воровство приватных фотографий через взлом страниц в социальных сетях с последующим распространением. Была даже история, когда коллекторы с помощью фоторедактора делали траурные фотографии ребенка должника с явным намеком.
Поэтому многие люди боятся коллекторов. Однако уже давно действует закон ФЗ-230, который обрезал крылышки коллекторским агентствам. Причем им не просто запретили почти все, кроме напоминания о долге. Действую достаточно жесткие меры наказания. Поэтому напор коллекторов в десятки раз упал.
Тем не менее, заемщику не следует расслабляться полностью. Чтобы лучше подготовиться к возможным контактам с коллекторами, следует знать ряд важных моментов.
5 важных моментов, которые должен знать каждый должник:
1. Пусть сначала докажут, что могут взыскивать задолженность
Сотрудники коллекторского агентства не могут беспокоить человека, если в договоре кредитования был запрет на уступку прав требования сторонним организациям. Тут уже нарушил условия сам кредитор, продавая долг коллекторам.
Кредитор обязан уведомить должника письменно о том, что его долг продан конкретному коллекторскому агентству.
2. Если доказали, то заемщик еще не обязан вести диалог с коллектором
Во-первых, пусть сотрудник агентства представится правильно. Во-вторых, нужно убедиться, что контора вообще существует и имеет право на свою деятельность.
Коллектор должен не только представиться полностью, но и указать наименование конторы, которую он представляет. При личной встрече он должен показать паспорт, копию свидетельства о регистрации самой конторы и свою доверенность от нее.
ФССП – орган, который может существенно усложнить жизнь коллекторскому агентству. Поэтому нужно писать жалобу именно туда, если сотрудник конторы отказывается предоставлять информацию о себе и своей организации.
Зная наименование, на официальном сайте ФССП, есть возможность проверить легальность конторы. Она должна числиться в реестре на странице fssp.gov.ru/gosreestr_jurlic. Для удобства можно в браузере нажать комбинации клавиш Ctrl+F. Это поиск по странице, где следует ввести название агентства.
Внимание: в реестре также можно узнать об отзыве лицензии у коллекторской конторы в последнем столбце таблицы. Если там есть такие сведения, то с коллекторами можно даже не общаться.
В реестре еще есть оценка агентств: первый столбец окрашен в определенный цвет, который говорит о степени репутации конторы:
- Красный – на грани отзыва лицензии.
- Желтый – значительные претензии к работе конторы.
- Синий – умеренные претензии.
- Зеленый – претензий нет. Агентство зарекомендовало себя с положительной стороны.
3. У коллекторов почти нет прав
Единственное право коллектора – выходить на контакт с должником, чтобы напомнить о наличии долга и узнать возможную дату погашения. Это касается личных встреч, общения по телефону и в мессенджерах.
При этом есть ограничения по времени и частоте контактов. Разрешенное время контактов в рабочие дни не раньше 8:00 и не позже 22:00, в выходные — с 9:00 до 20:00.
По закону коллекторам нельзя чаще 1 раза в день/ 2 раз в неделю/ 8 раз в месяц звонить должникам.
Коллектор не имеет права чаще 2 раз в день/ 4 раз в неделю/ 16 раз в месяц писать сообщения должнику.
Встречи с должником разрешены 1 раз в неделю.
Присылать письменные уведомления о наличии долга коллекторы могут неограниченное число раз.
Важно: один долг – один лимит. Например, есть у человека два разных долга, которым занимается одно агентство, то коллектор может звонить 1 раз в день по каждому вопросу.
4. Что строго запрещено коллекторам
Коллектор не может без разрешения заходить в дом должника, даже с полицейским, даже если сильно уверенный в себе. У коллекторов нет полномочий изымать за долги имущество должника.
Коллекторам запрещено тревожить:
— несовершеннолетних лиц;
— недееспособных лиц;
— признанных банкротов или должников, которые только проходят процедуру;
— лиц с инвалидностью 1 группы;
— лиц, которые проходят лечение в стационаре.
Третьи лица (родственники, работодатель) коллекторы могут тревожить только в том случае, если это было прописано в договоре кредитования. Однако такое согласие может отозвать как должник, так и само стороннее лицо, просто позвонив в банк или коллекторам.
Коллекторам строго запрещено:
- Ломиться в дом должника.
- Портить имущество. Да, надписи краской на стенах также считается порчей имущества.
- Угрожать и применять насилие.
- Применять методы, угрожающие жизни и здоровью.
- Распространять конфиденциальную информацию о должнике.
- Оказываться психологическое давление.
- Унижать честь любым способом.
- Распространять клевещущие слухи.
5. Следует собирать доказательства о неправомерных действиях коллекторов
При общении с коллектором по телефону желательно записывать разговор, предварительно сообщив собеседнику об этом. При личной встрече нужно также вести фиксацию удобным способом. Если это переписка в мессенджерах регулярно нужно делать «скрины» на случай, если потом коллектор удалит невыгодные ему сообщения.
Через 4 месяца с момента возникновения задолженности заемщик может написать отказ от взаимодействия и направить в коллекторскую контору. Тогда коллекторы не смогут беспокоить должника. Однако в таком случае, если отказ был принят, коллекторы подают в суд по вопросу взыскания долга и снова смогут выходить на контакт с должником.
Вместо вывода
Из-за ужесточения закона «черные» коллекторы прекратили работу или же встали на «светлую» сторону. Основной их рычаг – звонки по телефону с легкой попыткой надавить. Тем не менее, следует быть всегда начеку, для чего и рекомендуется фиксировать все контакты с сотрудниками контор. Это может помочь при отстаивании своих прав.
Понравился материал? Еще больше классного контента в нашем канале Телеграмм. Подписывайтесь!